Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 п. Бреды"

Консультация для педагогов на тему: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в летний период»

 Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения.

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.

 Больше внимания следует уделять спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям. В летний период увеличивается время прогулок. Для  достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное пребывание  детей на открытом воздухе.  

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

В качестве основных средств воспитания и развития движений  у дошкольников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, спортивные игры, игры – эстафеты, спортивные праздники и развлечения.

Физкультурный досуг рекомендуется организовывать еженедельно. Это запланированные развлечения  «Рассчитайся по порядку, начинаем все зарядку», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Спорт любите с детских лет» и др. В развлечении по ПДД «Наш друг – светофор», в празднике к Дню защиты детей «Праздничное приключение» было включено много подвижных игр и конкурсов, и в познавательном развлечении «Россия – Родина моя» так же использовались подвижные игры.

Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, поделок из бросового материала. Тема продуктивной деятельности может быть разнообразной.

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы, повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций.

 Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально – дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской творческой импровизации.

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

- максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

- взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

- интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Разучивая песенку «Про солнышко», дети исполняют ее с большим удовольствием находясь на участке под лучами солнечного света, песенку «Птичка – невеличка» можно петь глядя на пернатых друзей, которые находятся совсем рядом.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей  разбиты  клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и кустарников.

Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Волшебная ромашка») , на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в парк, где проложена экологическая тропа, где дошкольники имеют возможность наблюдать за птицами и насекомыми. В лесопарковой зоне  дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года. 

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими.

Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия - Родина моя», «День Нептуна», «Праздник мыльных пузырей», «В гостях у Айболита» и другие праздники, запланированные на летний период этого года.  Дети  с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, играют, танцуют.

Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Наш друг – светофор», «Уроки вежливости», «День Нептуна», «В гостях у Айболита» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на реке,  на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности. В представленных в плане развлечениях: «Волшебная ромашка», «Это прекрасное лето», «День семьи, любви и верности», «В гостях у сказки», «День рождения – праздник детства» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, поют  песни, играют в народные игры.

6 июля 2017 в 07:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.